За последние годы меломанский сегмент интернета сильно преобразился. Еще совсем недавно онлайн был всего лишь видоизмененным продолжением офлайна — интернет-ресурсы с пространными рецензиями, бесконечные и в большинстве своем не особо примечательные блогспоты и, в конце концов, исчезающие как вид форумы. Сегодня все это приходит в непригодность, и причины здесь две. С одной стороны, важную роль играют технологии — причем в самом широком значении слова: производственные темпы музыки растут, а у традиционных онлайн-изданий попросту не хватает времени (а зачастую и нет желания) залезать в глубокие дебри того или иного витка андеграунда; и в то же самое время сиюминутный технологический прогресс позволяет быть изобретательней в подаче — комбинируя возможности сегодняшних сервисов, можно создавать удивительные мультимедийные платформы. Второй фактор, конечно же, человеческий: пока профессионалы делают свою работу за деньги и понемногу утопают в рутине, любители объединяются в бесконечные содружества и ищут новые пути для воплощения своих амбиций.
Мы решил отобрать для вас интересные музыкальные сообщества, благодаря которым знакомство с новой музыкой становится гораздо более увлекательным процессом.
Team Supreme
«My team supreme, stay clean» — это цитата из песни Notorious B.I.G. «Mo Money Mo Problems». Случайным образом именно она дала название новому лос-анджелесскому сообществу, вот уже год успешно существующему на просторах онлайна.
А началось все так: Virtual Boy и Great Lane, двое артистов с лейбла Alpha Pup, решили устроить весьма нестандартный битмейкерский баттл — за час нужно было сочинить минутный трек, используя заранее выбранный семпл (как раз из Notorious B.I.G.) и установленный BPM (темп).
В итоге, парни вошли в кураж и решили привлечь к новой игре друзей — по преимуществу начинающих и не слишком-то известных продюсеров вроде Djemba Djemba, Elos, King Henry, DJ Nobody и других. С полученными результатами нужно было что-то делать, и Virtual Boy с Great Lane решили свести все это в один 14-минутный подкаст. Новая идея настолько всех воодушевила, что было решено заняться такими подкастами на регулярной основе.
Итак, правила простые: заранее установленный BPM, 2 семпла и предопределенный момент перехода от одного трека к другому. Периодически их немного усложняют — как-то раз, например, дополнительным условием был ритм в 5/4. Важным моментом также является то, что у каждого выпуска есть куратор, который эти самые правила задает, занимается отбором и последующим микшированием результатов. Причем за год существования проект успел привлечь внимание и вполне состоявшихся артистов: кураторами выпусков успели побывать не только постоянные члены тусовки, но и сторонние продюсеры вроде Busdriver и 12th Planet. Главная идея у проекта, как признавался в одном интервью Nelepa (один из представителей команды), не давать артистам застопориться и стоять на одном месте — ведь с Team Supreme треки нужно сочинять каждую неделю, и эта необходимость позволяет существенно прокачивать продюсерские навыки.
Secret Thirteen
Проект Secret Thirteen посвящен безграничному пласту экспериментальной музыки — от хитросплетенного глитч-техно и эмбиента до авангарда и аналоговой электроники. От обычного блога или СМИ проект отличает несколько энциклопедический характер: на сайте S13 нет ни новостей, ни рецензий на новые пластинки, и в определенном смысле это делает проект более цельным, уберегая его от излишней тематической распыленности. На Secret Thirteen есть три основных раздела: «Interviews», «Mixes» и с недавнего времени «Spotlight». Первый — это пространные и вдумчивые интервью с артистами, третий — не менее увлекательные диалоги с представителями индустрии, людьми, ответственными за те или иные лейблы и музыкальные тусовки.
При этом второй раздел играет ключевую роль: по сути это не просто миксы в их привычном, традиционном понимании, но определенные истории или, если так будет понятней, концептуальные миксы. Например, несколько месяцев назад Biosphere готовил микс, в котором он пытался воссоздать атмосферу музыки покойного Пита Намлука (Pete Namlook). Функция большей части миксов — передать какое-то особое настроение, не зацикливаясь на одном лишь жанре или направлении. Примером может послужить микс техно-экспериментатора Гриши Лихтенбергера, смело сочетающего в своей подборке Autechre, Роберта Худа (Robert Hood), Леонарда Коэна (Leonard Kohen) и Людвига Вана Бетховена.
От этих миксов вряд ли стоит ожидать привычных ощущений — сведение в них часто оказывается небрежным и странным; однако гораздо важнее то, что посредством таких подборок артисты передают какое-то особенное видение музыки, обращаясь к собственному бэкграунду и пластинкам, оказавшим на них влияние. На текущий момент на сайте опубликовано 79 миксов, а среди авторов отметились такие артисты, как Locust, Sun Araw, Loscil, High Wolf, 36, Айдэн Бейкер (Aidan Baker), Саймон Скотт (Simon Scott) и многие другие представители экспериментальной сцены.
A Strangely Isolated Place
A Strangely Isolated Place — это коммюнити с ярко выраженным акцентом на атмосферной электронике и эмбиенте. Активность ASIP можно четко разделить на две составляющих: миксы и собственные релизы. Если с первыми все более-менее понятно (большинство ресурсов подобной тематики уже давно имеют свою серию миксов), то о второй составляющей хотелось бы рассказать подробней. Все релизы, издаваемые в рамках коммюнити, соответствуют одной концепции, очень четко выраженной в названии проекта. Предполагается, что у каждого артиста существует в мире какое-то особенное место, в котором он может уединиться и спрятаться от каждодневной суеты. Причем таким местом может быть необязательно какая-то конкретная географическая локация, но им и может быть и просто какое-то воспоминание или даже фантазия. ASIP предлагают музыкантам воссоздавать эти самые места на аудио-полотнах, выходящих в рамках The Place Series. Японская деревня на Тихоокеанском Побережье, дождливый день на Черном море, Вьетнам, путешествие на поезде, качели — все эти вещи в разное время успели стать источниками вдохновения для музыкантов, чьи пластинки были изданы на ASIP. Большая часть издавшихся в рамках коммюнити релизов принадлежит не самым известным музыкантам, но тем не менее в списке все-таки присутствуют и выдающиеся имена, такие как Ex Confusion и Маркус Гюнтер (Markus Guentner).
Moog Sound Lab
Moog Sound Lab выбивается из общей концепции обзора тем, что за ее функционированием стоят не любители-энтузиасты, как это было в случае с предыдущими проектами, но достаточно серьезный бренд Moog. Будучи одним из самых первых производителей синтезаторов, Moog увековечили свое имя в музыкальной истории. За годы существования бренды их синтезаторами не пользовался разве что ленивый: Depeche Mode, New Order, Daft Punk, Coldpaly, Трент Резнор (Trent Reznor), Дэвид Боуи (David Bowie), Уэнди Карлос (Wendy Carlos), Клаус Шульц (Klaus Schulze), Херби Хэнкок (Herbie Hancock) — это лишь очень краткий список артистов, использовавших Moog в своей музыке.
Moog Sound Lab — чудесная маркетинговая активность, совсем недавно придуманная брендом, но уже успевшая перерасти в полноценный фан. Moog Sound Lab с определенной регулярностью приглашает к себе в студию актуальных артистов, предлагая им исполнить хорошо знакомые песни, но с небольшой оговоркой — при лайве будут использоваться синтезаторы Moog. Как результат получаются достаточно интересные интерпретации: казалось бы, вы слышите хорошо знакомые песни, но при этом они оказываются сыгранными по-новому. Студийные сессии записываются в хорошем качестве, монтируются и выкладываются на сайт Moog Sound Lab. На настоящий момент среди команд, принявших участие в эксперименте, уже можно найти Washed Out, Twin Shadow, Mattew Dear, The Dandy Warhols, Dimond Rings и других.