Во время пресс-конференции председатель Общества защиты прав потребителей - Михаил Аншаков заявил что ночные клубы и бары Москвы, осуществляющие фейсконтроль, действуют незаконно.
На вопрос: «Насколько правомерен фейс-контроль в столичных барах и клубах?» Михаил ответил:
«- Это незаконно, сразу скажу. Если клуб открытый, т.е. не по приглашениям, не закрытое мероприятие. Открытый клуб обязан оказывать услугу любому. Лишь с той оговоркой, что правила едины для всех. Например, в этот клуб не пускают без смокинга, а в этот можно ходить только в джинсах. Это публичный договор, а за его нарушение предусмотрена ответственность. Небольшая, к сожалению. У нас из-за этих символических штрафов сложилась практика, когда эти организации даже не оспаривают их. Им выгоднее нарушать закон.»
– Но во многих заведениях висят таблички, что администрация оставляет за собой право удалять клиентов без объяснительных причин.
«– Это незаконно. Нужны общие правила и четкие критерии для всех. А фейс-контроль – это личное мнение охранника клуба. Можно написать претензию или подать иск в суд. Если вы готовы побороться за свои права – кстати, такие граждане сейчас есть, и мы их поддерживаем. Если вы – принципиальный гражданин, и в клуб идете в компании (т.е. имеете свидетелей), а вас не пустили, вы можете обратиться в суд и потребовать компенсации морального вреда. Вы хотели отдохнуть, а вас не пустили в место отдыха и испортили вечер. Это моральный вред. А уж если вы так расстроились, что это нанесло вред вашему здоровью, то это затраты на лекарства. Если загородный клуб – то и за проезд. Возмещение морального ущерба, конечно, небольшое. Наша судебная система оценивает наши моральные страдания в незначительной мере. Она так защищается от наплыва исков. У нас за такую ситуацию можно получить моральное удовлетворение – от решения суда – 2-3 тысячи рублей. В аналогичной ситуации на западе это было бы 3 тысячи долларов.»
Это заявление вызвало резонанс в СМИ и Общество защиты прав потребителей на официальном сайте разместило более подробную статью под заголовком «Российские клубы нарушают закон».
«Для посетителя клубов давно перестал был редкостью фейс-контроль. Под ним подразумевается нечем не обоснованное решение охраны клуба или ресторана не пропустить посетителя в заведение.
Однако владельцы заведений забывают, что подобное ограничение нарушает права потребителей. Ведь обычный клуб, не являющий неким закрытым заведением, не имеет права отказать в оказании услуги.
Есть только одно «но» - правила посещения должны быть едины для всех. Причем до потребителя правила клуба или ресторана должны быть доведены до посещения, например, путем размещения их на входе и дополнительно на сайте. К примеру, дресс-код, установленный заведением, вполне законен, если о нем предупреждены все посетители. Было бы странным увидеть на тематической вечеринке среди людей в смокингах посетителя в карнавальном костюме.
Здесь требования клуба вполне обоснованны. Но если причина отказа не объяснена, как в случае с фейс-контролем, то есть основание пожаловаться на заведение, и даже обратиться в суд с иском.
Ни для кого не секрет, что фейс-контроль зачастую скрывает только одно - возможность отсеять так называемых «неплатежеспособных» клиентов. Вся охрана клубов досконально знает последние коллекции модных дизайнеров, прекрасно разбирается в дорогих авто. Если вы не обладаете вышеперечисленным, то охранник может предположить, что крупной выручки посетитель принести не сможет. Следовательно, выбирает из толпы желающих только тех, кого считает наиболее выгодными клиентами.
Подобные нарушения наказуемы, но не стоит забывать, что штрафы настолько мизерны, что клубу иногда проще их заплатить и продолжить нарушать права потребителей.
На Западе подобные схемы не проходят, потому что там суды высоко оценивают так называемый моральный вред, понесенный потребителям, и соответственно штрафуют провинившееся заведение.
Комментирует председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков: «Если вы принципиальный гражданин, и в клуб идете в компании (то есть, имеете свидетелей), а вас не пустили, вы можете обратиться в суд и потребовать компенсации морального вреда.
Желательно запастись свидетелями, сфотографировать вывеску клуба и вход на предмет фиксации наличия либо отсутствия правил посещения, сфотографироваться на фоне клуба самому, чтобы потом в суде можно было доказать, что вы выглядели вполне нормально и в заведение вас не пускали по прихоти охраны.
Возмещение морального ущерба, конечно, небольшое. Наша судебная система оценивает наши моральные страдания в незначительной мере. Она так защищается от наплыва исков. Однако потребителям мы можем посоветовать активнее защищать свои права в данном вопросе, обращаться в суды и писать жалобы. Возможно, подобная массовое давление поможет сдвинуться в этом вопросе с мертвой точки».
Резюмируя все вышесказанное мы отчасти поддержим защитников наших прав. Часто московский фейс-контроль бывает непредсказуем и сегодня ты не можешь попасть в клуб, в котором отлично отдыхал еще вчера, без видимых на то причин. Но отмена – тоже не выход. Мы все хотим видеть в клубе адекватных, хорошо выглядящих, позитивных людей, в компании которых будет приятно провести время. Было бы замечательно ввести четкие правила, но в них придется учитывать слишком много параметров. Остается констатировать, что FC всегда будет субъективным, а значит несовершенным.