16 апреля в Москве состоялся первый Форум руководителей ночных клубов, организованный компанией Topevent. Поговорить о сложившейся нелегкой ситуации в связи с новыми экономическими реалиями в стране и о путях выхода из этого положения собрались организаторы ночной жизни не только Москвы, но и Санкт-Петербурга, Тольятти, Нижнего Новгорода, Вологды, Иваново, Архангельска, а также некоторых городов Украины, Белоруссии и Казахстана.
С того момента, когда по планете стал ходить призрак кризиса, его присутствие на себе ощутили и ночные клубы. Количество людей в этих заведениях не сократилось, однако денег в клубах они стали оставлять в 2 раза меньше. Упали продажи еды и напитков, что непосредственно сказалось на возможности клубов приглашать каких-либо интересных артистов и устраивать грандиозные шоу. Но беда не приходит одна. В свою очередь и у артистов сократились финансовые потоки, что, по словам некоторых делегатов, серьезно отражается на качестве музыки и самого выступления.
Но пока некоторые арт-директоры и клубные промоутеры с погрустневшими лицами сидят в своих кабинетах и ждут конца кризиса\своей деятельности\света (нужное подчеркнуть), участники форума не унывают, а наоборот, бросаются наперевес с новыми идеями и экспериментами на борьбу с кризисной заразой. «Пришло время креатива, пиара и профессионалов!» - бойко заявил один из спикеров форума Максим Короваев (DJ Korovaev), резидент радио DFM. Он и начал форум, рассуждая о том, как артист видит сложившуюся ситуацию, и какие решения нужно принимать в подобных случаях.
По его мнению, немаловажным фактором успеха являются финансовые компромиссы между артистом (или букинг-агентством, которое предоставляет этого артиста) и клубом. Короваев также призвал руководителей не экономить на промоушне, но в то же время отметил, что пиар требуется как со стороны клуба, так и со стороны артиста. «Если меня никто не знает в вашем городе – это уже мой недочет, и я должен над этим работать», - ответил диджей на вопрос делегата из Тольятти.
Следом, Софи Тронза, клубный обозреватель журнала «Timeout Москва», продолжила разговор о клубной политике в эпоху кризиса. Спортсменка, комсомолка и просто специалист по клубному пиару и менеджменту, она сразу заявила, что будущее клубной жизни за межкультурным симбиозом. «Не стесняйтесь скрещивать, казалось бы, несовместимое. Сейчас моден mash-up во всем. Приглашайте к себе играть сеты Анну Семенович, олигархов, актеров и других известных персонажей, которые, может, никогда и не стояли за вертушками, но это будет интересно как для публики, так и для них самих. Ведь в клубы ходят ради веселья», - пояснила она. Софи призвала делать имиджевую рекламу всеми мыслимыми и немыслимыми способами, объяснив, что «если бренд не развивается, он умирает». Она также напомнила руководителям, что в кризис особенно важно идти навстречу мыслям посетителя, а не своим собственным.
Михаил Чекаев, генеральный директор клубного консалтинга и букинга «Euro-DJ», подробнее рассказал о своем бизнесе, который стал наиболее актуален в период кризиса и о маркетинге в клубной среде. Он расписал, что изначально необходимо заведению, нацеленному на успех, присутствовавшим в зале людям, которые только собираются открыть свой клуб. После Чекаев рассказал о том, что могут сделать консалтинговые промо-группы для клубов, пожелавших выбраться из затруднительного положения или повысить свою прибыльность. «В кризис рекламные возможности стали доступнее, и этим надо пользоваться», - посоветовал спикер.
Делегаты тоже не молчали, высказывались по поднимаемым вопросам, и никто не стеснялся делиться собственным позитивным или негативным опытом. Наиболее ярким персонажем оказался один из руководителей московского клуба «Che» – тот случай, когда имидж своему заведению делает сам управляющий. Этакий Тони Уилсон из «Круглосуточных тусовщиков». Все кофе-брейки вокруг него толпился народ из регионов, получал визитки и внимательно слушал дельные советы и хитрые истории от «кубинского революционера». Что интересно, если московские руководители с удовольствием включались в обсуждение тем форума, то регионы, очевидно, избрали по большей части наблюдательную позицию. Лишь изредка «провокаторы из Вологды» вступали в острую полемику с некоторыми участниками форума. Правда, было непонятно, чем вызвано столь эпатажное поведение этих делегатов.
Что до регионов, то в течение обсуждения на форуме выяснилось, что между столицей и периферией в клубном бизнесе образовалась пропасть. Засилье непрофессионалов среди арт-директоров и в такой важной для клуба сфере, как пиар – одна из основных проблем. Плюс ко всему для регионов достаточно ощутима разность цен на приглашенных артистов. Ну и, как объяснили все те же представители из Вологды, существующий «эффект песочных часов». Когда в городе существует только один популярный клуб, и вдруг появляется что-то новое, то все посетители разом перемещаются в это новое заведение, оставляя старое с пустыми залами. Большинство людей в регионах любят развлекаться, как правило, только в одном месте, чего не сказать о Москве. У столицы другие тенденции.
Что же можно, что же модно? Таким вопросом задались промо-гуру Дмитрий Ашман и Георгий Петрушин из агентства «Zeppelin Production». «Нет моды. Есть тенденции, которые актуальны и современны», - заявил Ашман. Мода на большие клубы-дворцы, названные спикерами «типичными российскими выродками», отходит на второй план. По словам Петрушина, «гламур сползает со стульев и стен». Основная тенденция сейчас – это путешествия всю ночь от одного бар-клуба (именно бар-клуба) к другому, как в Европе и Америке. На вопрос «Чем отличаются российские клубы от зарубежных?» цепеллиновцы открыто сказали, что «клубы богаче, конечно, в России, однако веселее – там», а после грустного вздоха добавили: «За границей в клуб идут потанцевать, выпить, в России чаще всего – покидаться понтами». Золотая середина – только в интуиции и здоровых экспериментах. Что касается кризиса на российской клубной почве, то тут Ашман и Петрушин советовали не забывать, что русские люди особенно в кризис любят халяву (такой уж менталитет) и «бухать будут до последнего».
О «жидких деньгах» в своем докладе говорил Дмитрий Федянин, бармен-тренер «Центра Барной Эстетики» С.В. Грибкова. Актуальной проблемой в баре в период кризиса он считает воровство и алкоголизм среди самих барменов. Он предлагал ввести в барах должности бар-менеджеров, которые бы заведовали всеми чековыми делами, или же самому руководителю установить предел воровства, потому что совсем устранить его никогда не удастся. Привлечь посетителя к бару можно или с помощью шоу барменов с непосредственным контактом с залом, или зарекомендовать бар заведения вкусными напитками и сильными шотами. «Это удивительно, но посетитель почему-то всегда думает, что если бармен хорошо кидает бутылки – значит, он хорошо делает коктейли! На моих глазах обычная водка с соком из-за этого уходила со стойки за 4-5 тысяч», - сказал он.
О привлечении внимания к клубу говорили также редактор журнала «По клубам» Руслан Иванов и изрядно повеселивший публику DJ Alarm. Обсуждались целесообразность бумажного издания в эпоху поглощения информационных потоков интернетом и эффективность рекламы в журналах. DJ Alarm отвечал на вопросы музыкального характера. Известное противостояние «винил против CD», «яркое шоу против качественной музыки», появление огромного количества непрофессионалов-самоучек в диджеинге, невостребованность российских диджеев зарубежом и почему «такая чудовищная однообразная музыка». Причины этих проблем пытались выяснить участники форума у музыканта, который только развел руками и сказал, что дело в пиаре, деньгах, связях и профессионализме.
После официальной части форума участников отвезли в клуб «Sorry, Babushka», где гостям, особенно из регионов, наглядно была показана изнутри жизнь одного из многочисленных московских клубов. Арт-директор провел делегатам экскурсию по заведению и рассказал о его особенностях. Некоторые участники решили остаться отдохнуть здесь после напряженного форума, прокручивая в головах немало полезной информации, полученной за день.
Клуб, как говорилось на данном мероприятии – это собрание людей по интересам. И форум тоже стал своеобразным клубом, главным интересом, которого являлось решение главной задачи – в период кризиса, по крайней мере, остаться на уровне и сохранить свой имидж. Те советы, которые были озвучены на форуме, конечно, не являются панацеей. Все дело в подходах и опыте. И как они помогут или не помогут руководителям ночных клубов, покажет время и второй форум, проведение которого уже запланировано на осень этого года.