Большая олимпийская стройка превратила Сочи в город, где постоянно орудуют экскаваторы, что не прибавляет ему привлекательности для отдыхающих. Туристов пугают пробки и высокие цены, а для курорта они остаются основным источником дохода. По Сочи ходит слух, что в прошлом году многие приезжие питались одним «Дошираком», сегодня владельцы кафе встрепенулись и начале думать, как привлечь себе посетителей…
Рейсовые самолеты, летающие сюда даже зимой, забиты людьми. Можно сказать, что сейчас отдыхающих сменили зарабатывающие на ажиотаже вокруг Олимпиады-2014 года. А это значит – нужны развлекательные услуги для людей высокого достатка. Город, однако, дорогой, закроешь глаза — и чувствуется московский шик. Впрочем, здесь достаточно и своей публики, заполняющей заведения. Возможно, клубам следует оценивать это время, как компромисс, который нужно принять и пережить, чтобы потом стать лидерами.
Удастся ли превратить советский курортный бренд в мировой? Или все его козыри будут биты спешкой и безалаберным отношением к окружающей среде. Пока в этом вопросе ясности нет. Но эксперты утверждают, что в последние годы клубный бизнес в Сочи на подъеме. Впрочем, часть из них, приезжие бизнесмены, видят больше негативных сторон. Ежегодно профессионалы клубной индустрии встречаются на Зимней музыкальной конференции «SWMC», которая проводится уже в седьмой раз. Помимо активного общения и любопытных презентаций, это еще и ночная программа. Судя по отзывам Дениса Бояринова (openspace), дело обстоит так: «Крутой клуб по-сочински — это русский размах плюс азиатская роскошь. Главный акцент на лютом фейс-контроле и полуобнаженных танцовщицах». Второй год подряд на горнолыжном курорте "Красная поляна" проходит рок-фестиваль "Red Rocks" - это также, скорее, имиджевый проект, демонстрация возможностей, а не способ заработка. Отметим, что в Сочи, как и в любом другом курортном городе, широко развит формат сезонных клубов, в которые активно возят артистов и берут серьезную плату за вход. Впечатляющий пример – прибрежный клуб "Малибу", существующий уже 14 лет. За ночь через него проходит до тысячи человек.
Один из клубов, ориентированных на богатых приезжих - "Плoтforma". Здесь проходили вечеринки фестиваля "Кинотавр", сюда постоянно заезжают, если верить владельцам, звезды кино и телевидения. Заведение находится на большой платформе на воде и представляет из себя целый центр развлечений. Недалеко расположен самый известный отель Сочи "Жемчужина". Работают аквапарк, spa-салон (включая морские бани), ресторан. Танцпол прозрачен, так что летом можно смотреть на море под ногами.
«Сочинская клубная культура делится на два активных периода: лето и зима, - говорит шоумен Сергей Швец. - Летом открываются два наиболее вместимых, богатых и креативных клуба, "Малибу" и "Плoтforma". За недолгий летний период они насыщают клубную жизнь постоянными привозами отечественных и зарубежных звезд, каждую пятницу и субботу и даже в воскресенье народ разрывается от соблазна, куда же пойти. Обусловлено это тем, что отрабатываются спонсорские деньги (табачные, алкогольные, пепсикокакольные и так далее), да и выручка с выступлений тоже солидно пополняет бюджет клуба. Зима - это время клубов под крышей, в самом прямом смысле. Летние точки на свежем воздухе закрываются и народ идет в помещения. Тут сам клубный народ можно разделить на летний и зимний. Летом больше приезжей публики, а зимой местной».
«Окраины Сочи имеют только свою локальную тусовку обусловленную близостью заведения, - отмечает Швец. - Хотя по меркам Москвы расположение клубов например в Адлере не так далеко от центральной части города, но сами сочинцы предпочитают не выезжать за пределы центра. Ни адлерские клубы "Плазма", "Feroom", ни краснополянский "Sky club" не могут подтянуть сочинскую тусовку на свои вечеринки».
Что касается менее «тропических» форматов, то одна из проблем Сочи — отсутствие больших площадок для полноценных живых концертов с танцевальной зоной. Здесь есть только небольшой рок-бар «Треугольник», который недавно, наконец, открыл концертный клуб-филиал "Т-2".
Впрочем, концерты проходят достаточно активно. Модный бар "Лондонъ" возит актуальные группы, вроде "Tesla Boy" и "Pianoboy", и успешно балансирует между диванной расслабленностью и танцами.
Недавно открылся "Abba Bar" с интерьером в стиле диско и большой барной стойкой в центре зала — участники SWMC должны его помнить. Вопросы вызывает разве что установленный на каждом столе телефон, по которому можно связаться с любым человеком в зале. Местная команда ответственна за проживший два бурных года "Agava", а ныне – за "Circus", открытый на месте клуба "Плющ" в парке "Ривьера". В прошлом году проект начал работать без выходных. Музыка – разнообразный хаус и электро.
Москвичи отметились здесь, к примеру, клубом "Пача" - прямо в том же здании, что и "Лондонъ", теперь вынужденно конкурируют.
Павел Лесневский, соучредитель студии "ClubStars", делится впечатлениями, сложившимися за пять лет пребывания в Сочи: «Как правило, клубы заново открываются в одних и тех же местах. Поработали год два или три, потом ремонт, новый бренд, иногда новый владелец или арендатор. Аренда в городе несоразмерна высокая. При том, что настоящих клабберов не так много. Большинство аудитории, делающую кассу - это любители покушать ночью. Поэтому в каждом клубе большое внимание уделено кухне. Вход в заведения, в основном, бесплатный. Эта дурная тенденция приводит к тому, что после клубных дней одни и те же лица потом отмечают себя на "Геометрии" в нескольких местах за ночь. Зашли, сфотались, стакан сока и дальше поехали».
Шеф-редактор местного отделения «Геометрия» Роман Демченко менее оптимистичен: «В целом, времена лучших клубов Сочи остались в прошлом, и было это 6-7 лет назад. Когда публика была интересная, красивая и позитивная. Когда клубы строились ради удовольствия, а не как коммерческие проекты. Клубному бизнесу в городе мешает низкий уровень культуры населения. Люди не разбираются в музыке, как следствие, клубы либо не привозят интересных артистов вообще, либо отделываются какими-нибудь заезженными именами российской dj-сцены. Клубам не хватает концепций. Порой складывается ощущение, что они сами не понимают, зачем открываются. Перспектива для развития, несомненно, есть, но работать надо сразу по всем направлениям».
«Судя по количеству новых проектов и клубов, рынок растет и есть куда развиваться, - отвечает Лесневский. – Наблюдается бум кафетериев – в последние пару лет появилось много хороших европейских заведений. Несколько проектов управляются европейцами, и, скорее всего, наши местные владельцы уже много где побывали, сравнили с тем, что у них и как бывает, им стало стыдно и они решили взяться за голову».
«Конкуренции среди клубов практически нет, - делает выводы Швец. - Во-первых, при желании можно обойти все клубы за ночь пешком, плюс практически везде бесплатный вход. На все клубы сразу народу не хватает, ввиду малочислености населения нашего города. Многие клубы функционируют на грани рентабельности. Кто-то существует вопреки всему уже десятилетие и больше, кто-то закрывается уже через год своего существования. Даже сейчас два новых клуба "Амстердам" и "Pacha", открытые полгода назад, еле подбивают финансовый баланс. Многие приезжие промоутеры, открывая новый клубный проект в Сочи, не удосуживаются изучить специфику Сочи, менталитет местной тусовки, людские потоки и прочее. Так происходит сейчас с вышеперечисленными клубами, так было и с другими несостоявшимися проектами, вернее не устоявшими.
Зимой в ночных клубах Сочи танцуют под модных диджеев те, кто летом в прибрежных кафе танцует под Жанну Фриске и Фабрику. Поэтому даже такой одиозный проект, как "Pacha" в погоне за публикой привозил Веру Брежневу и других поп-звезд».