Давным-давно в одном из своих интервью Никита Маршунок, президент республики КаZантип, сказал: «В жизни я горжусь несколькими вещами: то, что я делаю пальмы из ёлок и веников, и тем, что я тысячи людей заставил красить чемоданы в жёлтый цвет". В чем же его успех? Я думаю, что он прямо пропорционален авантюризму и предприимчивости его создателя, его уверенности и в вере в свое дело.
Глава 1. Лирическое отступление.
Я знала, что ждет меня, когда в очередной раз приняла решение преодолеть расстояние в 1600 км. Пробки по дороге в Шереметьево и турбулентность в начале пути, украинские таможенники, а немного позже назойливые симферопольские таксисты, пустынная, высушенная солнцем дорога из Евпатории до деревни Поповка в роли финишной прямой, ветряные мельницы на горизонте в качестве бонуса и, наконец, главный приз — заветный поворот на Поповку с пятиэтажками города Мирный и живописным кладбищем по правую руку и строящиеся гест-хаусы по левую.
Оказавшись в Поповке, ставшей за несколько лет родной, в первые минуты приезда я встречала таких же родных как и сама деревня людей — друзей и коллег из обеих столиц — на время пребывания превращающихся в загорело-обгорелых и вполне себе счастливых оболтусов, зовущих себя «великим народом». Впрочем, среди этих «великих» были и те кто ещё пару месяцев назад бил себя в грудь и говорил: «Я туда больше ни ногой! Казантип вообще не тот!». Организаторы, не будь дураками, именно под этим лозунгом Казантип и провели. «Казантипващенетот!»
Спустя несколько часов, когда организационные моменты позади, а пульс наконец вернулся в норму, я, сидя на сансете и смотря вокруг, впервые всерьез задумалась: что заставляет тысячи любителей моря, солнца, музыки, танцев, фрисби и кайта из года в год приезжать именно в эту небольшую крымскую деревушку, именно на этот огороженный забором пляж с искусственными пальмами…
Глава 2. Когда всё началось?
Разные источники дают разную информацию: где-то пишут, что это был 1995 год, где то, что стояло лето 94-го, первые фотографии с Казантипа на официальном сайте датированы 1993 годом. Казантип же ведет свою историю с 1992 года. «Первая вечеринка состоялась в 1992-году, — рассказывает Никита Маршунок на страницах книги „Рейволюция“ Олега Азелицкого (DJ Слон). — Смешно говорить, там стояло несколько колонок АС-90, светило несколько фонариков, и на берегу моря стояло человек триста моих знакомых».
Если заглядывать совсем далеко в прошлое, подлинная история Казантипа начинается аж в 1983 году, когда Никита Маршунок на своей синей «пятерке» вместе с другом Кириллом Щегловым отправился в Крым в поисках места, где дует хороший ветер. Дело в том, что тем летом Никита с друзьями-студентами из МАИ начали осваивать виндсерфинг — вид спорта в котором без ветра невозможно. «Подъезжая к полуострову, мы увидели гигантский щит с картой Крыма, — рассказывает Никита. — Нужно было решать, куда ехать: направо, на черноморское побережье, или налево, на азовское. Мы повернули налево. Это была дорога на мыс Казантип».
«Пятерка» у молодого Никиты, недавно вернувшегося из армии, была неспроста. Мало кто знает, что в начале 80-х энтузиаст отправился на золотодобывающую артель «Печора», где он получал в среднем в 10 раз(!) больше среднестатистического советского служащего.
На следующий год Никита отправился на мыс Казантип уже в небольшой компании друзей. Тогда-то он и начал устраивать первые вечеринки, дабы разнообразить отдых. К лету 1986 года поездки сёрферов в Крым стали традиционными, а мыс Казантип без какой-либо рекламы стал известен как «место, где можно недурно отдохнуть». Осенью того же года Никита покинул артель, перебрался в Москву и стал зарабатывать деньги немного необычным для золотоискателя делом — шитьем, которому его ещё в детстве научила мать. Шил, конечно, не он сам, а 30 нанятых им работниц. Дела шли неплохо, пока в начале 90-х российский рынок не наводнили китайские товары. Конкурировать с ними было трудно, и он занялся импортом из Европы, продолжая каждое лето проводить на Азовском море.
Из-за маниакальной страсти к виндсерфингу возвращаться к бизнесу после месяцев, проведенных в погоне за морским ветром, становилось все сложнее, поэтому крупным предпринимателем Маршунок не стал. Но стал президентом юридически несуществующей российской ассоциации виндсерфинга — RFA. Шел 1993 год. В августе на мысе Казантип состоялся первый чемпионат по серфингу под эгидой RFA. В чемпионате приняли участие около 80 спортсменов, за которых болело около 600 болельщиков. Сам Маршунок занял пятое место.
Пока Никита добывал золото, шил и катался на сёрфе, в стране проходила революция. Точнее сказать — РЕЙВолюция. Электронная музыка, пусть и была фактически на стадии эмбриона, но радикальная смена музыкального формата не просто виднелась на горизонте, она прочно обосновалась в России (точный адрес прописки — сквот на Фонтанке 145). Именно тогда появлялись первые российские диджеи, начинающие играть house и techno).
Глава 3. Экскурс
По-прежнему 1993 год. Никите по некому странному стечению обстоятельств достались ключи от огромного недостроенного атомного реактора в поселке Щелкино на том же мысе Казантип.
«Я не очень понимал, как это можно использовать, но в моем окружении были люди, которые сразу сказали: „Никита, сюда надо тащить электронику!“ — делится Маршунок. — Сам я в то время слушал совсем другую музыку. У меня был гранжевый период и совершенно другое настроение. А электроника уже никого не могла оставить равнодушным. Я помню, был момент, когда почувствовал, что стою у истоков чего-то нового, какой-то музыкальной революции, да ещё и с ключами от атомного реактора в кармане».
В 1995 году состоялась первая тусовка непосредственно на АЭС, на которой присутствовало около 1000 человек. Далее стоит отметить особым вниманием последнее лето ХХ века, когда фестиваль переехал с Азовского моря на Черное, в поселок Веселое близ Судака. Помимо винд- и кайт-серфинга и горного велосипеда, который присоединился к экстремальным видам спорта на фестивале, здесь теперь стояла ещё и огромная сцена в виде космического корабля и пыльный танцпол.
В 1997 году Казантип впервые для себя открыли такие люди как Володя Фонарь и промоутер Денис Одинг. В том же году Никита подтянул на фестиваль журнал «Птюч», знаменитое и культовое радио «Станция 106,8», радио Maximum (там как раз и работал DJ Фонарь), а также несколько промоутерских групп — Underwater Рromotion (Москва) и питерский «Контрфорс», известный своими рейвами. Кстати, первое время арт-директором Казантипа был Алексей Горобий, известный своими проектами «Лето», «Осень», «ДягилевЪ» и т.д.
Можно сказать, что 2001 год, когда фестиваль переехал в деревню Поповка, стал переломным для фестиваля. В корне изменилась политика, территорию огородили забором, а за вход теперь взимали плату в $10. Тем не менее количество гостей только выросло, и Казантип собрал 13 000 человек. Очевидцы отмечают, что это в целом пошло проекту на пользу — рейв уже не являлся повальным увлечение молодежи, и необходимо было установить некий фильтр, чтобы оградить будущую республику от «левых» людей и создать комфортную среду для тех, кто ещё «в теме». «Сперва вход был бесплатный. — оправдывает введение платы за вход Никита. — У меня был другой бизнес, который мог мне позволить проводить этот праздник практически за свой счет. Но со временем бизнес пришлось бросить — КаZантип стал занимать все мое время. То есть становилось понятно, что если мы не попробуем сделать фестиваль самоокупаемым, то он просто закроется.»
2002 год. С местными властями был заключен долгосрочный договор аренды. Слоган фестиваля «10 лет нашей эры», количество посетителей превысило 25 000 человек, на фестивале представлено рекордное количество танцполов. Теперь их семь.
В 2003 году фестиваль «Казантип» становится Республикой КаZантип, президент RFA Никита Маршунок становится Президентом Никитой I, посетители фестиваля — гражданами Республики Z и «Великим народом». У Республики появляется Конституция (ознакомиться с ней и прочими положениями Республики может каждый на официальном сайте).
Концепция 11-го Казантипа, название которого звучало как «Z-Games. Level 11», — активный отдых. Организаторы направили максимум усилий на то, чтобы привить молодежи, отдыхающей в Республике, идею активного отдыха, а также принять участие в создании особой z-атмосферы, присущей только этому месту. Для этого на сайте была запущена демонстрационная виртуальная игра, впервые была проведена Олимпиада по пляжному многоборью, создание творческой секции «Рукоприкладство» и, конечно же, поощрение творческой инициативы.
Виза (пластиковая карта, дающая право на неограниченное количество входов и, соответственно, выходов) стоит $30 и, заплатить за нее эти деньги были готовы 30 000 человек.
С 2004 года у Республики появляется Парламент, а у народа — право голоса.Что, впрочем не мешает президенту Никите I самолично на ежегодных демократичных выборах переизбирать себя в Президенты. В правительстве, как и полагается, имеются различные министры: министр хорошего настроения, министр песни и пляски, министр пляжного хозяйства и т. д.
КаZантип-2005 ознаменовался тем, что Никита впервые обмолвился о том, что «следующие КаZантипы будут на Марсе». Также этот год подарил гимн, который признан лучшим за всю истории КаZантипа.
В 2006 году на КаZантипе возрождаются первоначальные традиции экстремальных видов спорта и впервые проводятся соревнования «Kazantip Kite Games», собравшего огромное количество спортсменов, прессы и зрителей. Все происходящее выглядело как настоящий международный чемпионат. В тот год был поставлен рекорд по количеству участвующих спортсменов на всем постсоветском пространстве в дисциплинах «марафонская гонка» и «фристайл».
В 2007 году КаZантип называют Z.15. Именно в этом году оказывается, что слова Никиты о Марсе были не бредом, а пророчеством. Республика расширила свои границы, открыв территорию под названием Марс. Но радоваться было рано, потому что Никита, всегда оригинальный в своих заявлениях, сообщает, что «на Марс никто не полетит, все туда поедут на лифте». На официальном сайте была запущена виртуальная игра, в ходе которой пользователь ехал на Марс на лифте, попутно отвечая на замысловатые вопросы. Марс несомненно того стоил, представив изумленной публике последние достижения прогресса в области света и звука.
Вот так мелкими перебежками мы добрались до важного события в жизни каждого — совершеннолетие. Республика КаZантип, функционирующая как единый живой организм, не стала исключением. Концепцией 16-го КаZантипа стала «Новая форма жизни». Именно в этом году начинает чувствоваться зрелость фестиваля. К сожалению многих, именно тут настал момент упомянуть слово «коммерция». КаZантип вырос от плясок «для своих» на АЭС до полноценного и качественного коммерческого мероприятия. Одиннадцать танцполов, среди которых представительства столичных клубов «Шанти» и «Крыша мира», и 120 кв.м. сопутствующей инфраструктуры обошлись организаторам в $2,5 млн. Главная новость сезона — подарок президенту Никите I от господина Прохорова (президент группы Онексим). «Президентский дворец» — большое и, несомненно, самое красивое строение Казантипа (находится на территории Марса), с бассейном, рестораном, спортзалом, оборудование для ди-джеев и т. д. Никита Маршунок называет Дворец «суперсовременным комплексом с последними достижениями танцевального хозяйства». Стоимость визы в 2008 году составила около 120 евро. Стоимость включала в себя Infected Mushroom на открытие, обязательное валяние на пляже, умопомрачительные алко-рейды по барам, международный чемпионат по кайтсерфингу, виндсерфингу, аквабайку и вейкбордингу «Русская волна», прекраснейшего Джеймса Забиеллу на закрытии и многое другое.
Глава 4. Наши дни
Итак, КаZантипу в этом году исполнилось аж 17 лет, и он по праву заслужил звание самого долгоиграющего, в прямом и переносном смыслах, проекта.
Девиз Z:17 гордо и с издевкой звучал «Казантипващенетот». Неофициальное открытие состоялось 25 июля, 31-го традиционно отпраздновали Новый год. Официально фестиваль длился с 1-го по 22 августа. Открывали и закрывали КаZантип в этом году «ди-джеи номер один» в мире — Пол ван Дайк (Paul Van Dyk) и Армин ван Бюрен (Armin Van Buuren), соответственно.
Организаторы заявляли в line-up Оливера Колецки и Дасти Кида, который вроде заболел, а вот румын Raresh дважды пропустил самолет. Правда, несмотря на его отсутствие ребята из RPR отыграли на отлично и не торопились уезжать — выступление было заявлено на 20 августа, но 23-го утром после закрытия, я все ещё наблюдала их за вертушками на танцполе Марсаль, где собиралась самая отменная публика. На танцполе присутствовал даже сам Бо (Богдан Титомир). Кстати, свой последний клип на песню «Сам по себе» Титомир снимал в том самом «Президентском дворце».
Одними из самых веселых вечеринок по праву можно назвать breaks-вечеринки во главе с питерской командой In Beat We Trust, их друзьями-англичанами Hardy Hard и Terry Hooligan, а также командой Crystal Method и Ctrl Z. Столичную breaks-сцену представляли молодые и многообещающие Elastic Fish.
Что касается публики в целом, в этом году ещё чаще слышалась иностранная речь. Конечно же, нельзя не отметить прекрасные «дамские» вечеринки с Леной Поповой, Кариной Саакян, Наташей Урман и другими представителями techno-сцены. Товарища Попову наградить орденом за «Крылатые качели» и «Владимирский централ» по утрам на бывшем питерском Щастье — там, где раньше был последний некоммерческий танцпол.
Последнего некоммерческого танцпола КаZантип лишился, зато получил «Лестницу в небо», высоченную башню для Fast Married — мероприятия, на котором каждый четверг по предварительной записи в zагсе все желающие могут сочетаться браком. Помимо Башни на территории появился Монумент Независимости и Жертвам Kazantipa.net — сооружение с никнеймами всех пользователей официального сайта. Невзирая на мировой финансовый кризис, цена на «пластик» выросла на 1500 руб, и в 2009 году стоимость визы составила 7500 руб, Республика Z.17 приняла от 35 до 50 тысяч граждан.