Образование в России по праву считается одним из сильнейших и лучших в мире. От количества ВУЗов разбегаются глаза, а разнообразие предоставляемых ими образовательных программ впечатляет. И, казалось бы, все направления и специальности уже затронуты в той или иной степени, однако до определённого времени это было не так. Сравнительно недавно свою нишу среди образовательных учреждений заняла RMA – Russian Management Academy. Подробнее про академию нам рассказал Кирилл Кулаков, руководитель компании RMA.
C: Как и для чего задумывалось создание RMA?
- Начиная с 2000 года, основным направлением деятельности компании был именно шоу-бизнес – мы занимались организацией гастролей, раскруткой молодых артистов, у нас была своя звукозаписывающая студия. Если же говорить об RMA в нынешнем виде, то есть именно как об инновационно-образовательной компании, ее история начинается с 2002 года, когда на базе Государственного университета управления мы запустили первую в России годовую программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в музыкальной индустрии». Постепенно компания полностью переключилась именно на разработку и запуск программ профессиональной переподготовки. Теперь их у нас уже пять – «Менеджмент в музыкальной индустрии», «Менеджмент в игровых видах спорта», «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии», «Менеджмент в сфере интернет-технологий» и «Менеджмент в индустрии красоты и медицинском бизнесе».
C: Какие инновации Вы используете в области образования?
- Основная ставка в предлагаемых программах переподготовках сделана на привлечение к процессу обучения специалистов-практиков, которые занимают топовые должности в компаниях-лидерах индустрии. Делается это для того, чтобы люди, проходящие обучение, знакомились с тонкостями индустрии не по каноническим выдержкам из учебников, а на основании реально существующих в той или иной области ситуаций, фактов и тенденций. Таким образом, в процессе обучения одновременно происходит вовлечение человека в среду, в которой ему предстоит работать в будущем, благодаря чему на адаптацию в индустрии практически не нужно тратить дополнительное время. То есть человек, прошедший курс профессиональной переподготовки – это полностью готовый к работе специалист, знакомый со всеми технологиями и спецификой, присущий данной области, а также обросший необходимыми для успешной работы связями, которые появляются в результате непосредственного общения с лидерами индустрии.
C: Где Вы берете преподавателей для академии? Чем при этом руководствуетесь?
- Мы стараемся, чтобы приходящие в стены Государственного университета управления слушатели получали не только теоретические знания, хотя и это, конечно, очень важно и этому аспекту при поддержке профессорско-преподавательского состава университета мы уделяли и продолжаем уделять большое внимание. Изначально RMA ставила своей целью предоставление своим слушателям возможности перенять опыт профессионалов-практиков, как уже говорилось ранее, людей, добившихся реальных успехов во всех перечисленных областях бизнеса и занимающих топ-посты в ведущих компаниях индустрии. Сейчас с полной уверенностью можно заявить, что наши программы образования основываются на сплаве знаний лучших преподавателей-теоретиков Государственного университета управления и опыта профессионалов-практиков.
C: Расскажите об образовательных программах Вашей академии?
- Как уже говорилось выше, в данный момент мы занимаемся образованием по пяти специализациям. «Менеджмент в музыкальной индустрии» готовит профессиональных кадров для дальнейшей работы в таких областях бизнеса, как звукозаписывающая индустрия, теле- и радио- продакшн, фестивальный менеджмент, концертно-гастрольная деятельность, клубный промоушн, продюсирование, PR и СМИ. Слушатели программы «Менеджмент в игровых видах спорта» готовят специалистов, которые смогут занимать должности спортивного директора команды, технического и коммерческого директоров клуба, менеджера по рекламе и PR, специалиста отдела маркетинга, а также многие другие. Цель специализации «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» - подготовка управленческих кадров и освоение таких профессий, как управляющий или директор ресторана, клуба, менеджер по закупкам, менеджер по сервису, менеджер по персоналу, менеджер зала, управляющий баром, директор выездного ресторана, директор банкетной службы, F&B директор и других. Выпускники специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий» готовы занимать должности проджект-менеджеров, медиа-менеджеров, аккаунт-менеджеров, специалистов по интернет-статистике, аналитиков, руководителей интернет-проектов для компаний всех профилей. Ну а специализация «Менеджмент в индустрии красоты и медицинском бизнесе» готовит менеджеров и директоров для медицинских центров, салонов красоты, парикмахерских, фитнес-центров и других предприятий индустрии.
C: Какие специализации пользуются наибольшим спросом и почему?
- Выделять какую-то одну специализацию было бы неправильно, потому что тенденции на рынке постоянно меняются, что находит свое отражение и в образовании – допустим, сегодня рынку требуются опытные квалифицированные рестораторы, но нельзя исключать, что уже завтра многие примутся изучать интернет-технологии. Преимущество RMA как раз и заключается в том, что предлагаемые специализации практически в полной мере покрывают рынок менеджерских услуг и способны моментально отреагировать на малейшие изменения тенденций. Если же говорить о ситуации в данный конкретный момент, то наибольшим спросом пользуется специализация «Менеджмент в игровых видах спорта» - должно быть, в силу специфичности и привлекательности спорта как такового. Тем более, уже совсем скоро Сочи предстоит принять Олимпийские игры, а для столь серьезного и знакового события необходимо большое число грамотных менеджеров, подготовкой которых мы и занимаемся. К слову, у нас заключен стратегический договор о сотрудничестве с Оргкомитетом «Сочи-2014», что открывает прекрасные перспективы перед нашими слушателями и выпускниками. Впрочем, это не значит, что остальные специализации испытывают проблемы – каждая из них по определенным параметрам готова дать фору своим, если можно так выразиться, конкурентам.
C: Специализация «Менеджмент в музыкальной индустрии» была одной из первых? В силу чего появилась необходимость ее создания?
- В какой-то момент, поварившись в этом соку, послушав коллег-профессионалов, мы поняли, что дела в нашем шоу-бизнесе обстоят таким образом, что шоу, как говорил Игорь Крутой, есть, а бизнеса нет. В России было очень мало людей, которые способны выстроить этот бизнес, придать ему вид некой системы – менеджеров, продюсеров, промоутеров, концертных агентов. И не было их потому, что никто у нас, по крайне мере, на тот момент, таких людей не учил, специально не готовил. Вот тогда-то мы и решили, что неплохо было бы разработать программу такой подготовки. И, собственно, разработали, а затем и успешно запустили. Поначалу для нас это был, так сказать, побочный бизнес, но количество желающих учиться превзошло даже самые оптимистичные ожидания. Дело пошло, и мы поняли, что образование – очень востребованное и перспективное направление.
C: Кто осуществляет преподавательскую деятельность по данному направлению?
- Преподаватели специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии» - ведущие персоны российского шоу-бизнеса. Лекции для слушателей регулярно читает известный музыкальный критик Артемий Троицкий, который является куратором специализации. Мастер-классы проводят известный продюсер и режиссер Лина Арифулина, директор музыкального вещания «Первого канал» Юрий Аксюта, глава Департамента программ вещания «Русской Медиагруппы» Алексей Глазатов, генеральный директор Universal Music Russia Дмитрий Коннов, продюсеры Олег Нестеров и Андрей Фомин, а также многие другие известные деятели российского шоу-бизнеса.
C: Где и как слушатели этой специализации проходят практику?
- Слушатели специализации проходят практику на всех значимых мероприятиях этой сферы, которые проходят в Москве. Концерты, фестивали, вручения премий и музыкальные конкурсы – все это не проходит мимо. Только за последнее время наши слушатели прошли стажировки в рамках международного музыкального конкурса «Евровидение-2009», на вручении кинонаград MTV Russia Movie Award, на церемонии вручения MTV Russia Music Award, премии «Чартова дюжина», во время подготовки и организации концерта группы «Серебро», а также на десятках других крупнейших мероприятиях индустрии шоу-бизнеса.
C: Есть ли известные деятели среди выпускников данного направления?
- Среди известных деятелей шоу-бизнеса немало выпускников специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии». В частности, Ольга Николаева, так же известная как Солнце, которая после окончания программы переподготовки запустила свой собственный проект и начала заниматься его раскруткой. Выпускником специализации также является генеральный директор лейбла J.O.B. Recording Гела Романовский, являющийся продюсером известного музыканта Доминика Джокера.
C: В какой момент появилась программа «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии»? Что стало предпосылками появления данной программы?
- Мы провели маркетинговое исследование, которое показало, что каждый второй респондент мечтает открыть свой собственный ресторан или клуб, ну или, по крайней мере, иметь к этому какое-то отношение. Соответственно, было принято решение запустить такую программу – к тому же на тот момент никто не занимался подготовкой менеджеров в этой сфере.
C: Кто обучает студентов тонкостям ресторанного и клубного бизнеса?
- Прежде всего, нужно отметить, что программа разработана по концепции Аркадия Новикова, что уже говорит о многом. Лекции, как и в случае с музыкальной индустрией читают ведущие практики в этой области – в частности, гендиректор ресторана «Турандот» Ольга Семанова, генеральный управляющий GQ Bar Михаил Петухов, президент холдинга «Кофе Хауз» Влад Дудаков, арт-директор развлекательного комплекса Golden Palace Елена Дунаевская, директор управляющей компании «Ресторанный дом Андрея Деллоса» Александр Зайцев, маркетинг-директор Goro Production Михаил Козлов, арт-директор клуба «Крыша Мира» Гарик Гагарин и многие другие.
C: Каким образом осуществляются практические занятия студентов данной специализации?
- Для слушателей специализации организуются выездные занятия в ведущие заведения Москвы, офис Барменской ассоциации России, а совсем недавно был организован выездной семинар по заведениям различных концепций – в частности, с посещением Denis Simachеv Bar, клуба The Most, Vogue Cafe и других.
C: Сколько примерно специалистов Вы выпускаете в год?
- Ежегодно программы бизнес-образования оканчивают около 300 человек.
C: Существуют ли аналоги Вашего учебного заведения в России?
- Нет, полноценных аналогов наших программ не существует. Конечно, некоторые программы бизнес-образования также начали практиковать привлечение к процессу обучения экспертов-практиков, но доля занятий с их участием в лучшем случае составляет 15 процентов. Мы же предлагаем программы, в которых на долю лучших практиков, вовлеченных в индустрию, приходится 70 процентов времени обучения. Такой практики нет больше ни у кого.
C: Каковы Ваши прогнозы относительно развития подобного образования в нашей стране?
- Конечно, со временем у нас появилось немало последователей, которые что-то копируют с нас. Тем не менее, комплексным подходом, который практикует RMA, последователи похвастать не могут. Мы считаем, что будущее в бизнес-образовании как раз за комплексным и тщательным, продуманным и проработанным подходом - за тем, что успешно практикует RMA.
C: Имеют ли место аналогичные образовательные учреждения за рубежом? Насколько они популярны там?
- Нет, аналогов нашей программы за рубежом нет, и это не громкие слова. Дело в том, что время от времени для проведения лекций и мастер-классов мы приглашаем зарубежных спикеров и экспертов. Так вот, недавно к нам приезжали коллеги из Германии, которые уже достаточно долго работают именно в сфере бизнес-образования, и они отметили, что еще нигде не видели подобных обучающих программ.
C: Расскажите о планах академии на будущее, планируете ли Вы какого-либо рода расширение? Возможно, новые филиалы, выход за пределы России?
- Мы постоянно следим за потребностями, которые диктуются рынком, проводим маркетинговые исследования и анализируем ситуацию, и в случае необходимости готовы мгновенно отреагировать на изменение тенденций. Многие предлагают нам открыть филиалы, но мы сознательно не идем на этот шаг, потому как в силу объективных обстоятельств в регионах будет сложно организовать процесс образования на столь же высоком уровне, как в Москве, а попробовать организовать столь же мощную программу обучения за рубежом было бы интересно. Раз уж европейцы не смогли создать аналогичной программы, то почему бы нам, так сказать, не помочь старушке-Европе?