![Дмитрий Постовалов: «Arrival – наш совместный творческий ребенок, поэтому мы будем продолжать его воспитывать»](/images/articles/a136.jpg)
"Музыка - это передача своих ощущений через волновые вибрации"
Д.Г.Постовалов
Композитор, аранжировщик, саунд-продюсер, автор текстов песен, продюсер Дмитрий Постовалов – культовая фигура в истории современного российского шоу-бизнеса. Его проект Arrival, известный своими хитами "From Moscow to Krasnoyarsk" и "Пространство и Время", существует на российской электронной танцевальной сцене аж с 1987 года! За спиной у Дмитрия звездное сотрудничество с Ликой Стар, для которой он написал такие супер хиты как "Одинокая луна" и "Пусть пройдет дождь" (первый российский клип, показанный по европейскому MTV). С Володей Фонаревым он записал композиции "Посмотри на небо", которая попала на пятое место в Top 100 "Станции 106,8" за 2000 год, что впервые произошло с отечественным треком, и "Kazantip" – первый официальный гимн фестиваля. Автор песен "Солнышко" и "2000 лет" группы Демо. О планах на будущее и подводных камнях музыкального бизнеса мы поговорили в эксклюзивном интервью с Дмитрием Постоваловым.
C: Дмитрий, что привело тебя к музыке, в частности, к электронной?
-Музыкой я начал заниматься еще до своего рождения. Моя мама, когда познакомилась с моим отцом, училась в институте культуры, и как раз сдавала экзамены по дирижированию и хоровому пению. Поэтому все звуковые вибрации проходили через меня. Мой папа – художник и мультиинструменталист. Он играет и на шестиструнной, и на семиструнной гитаре, на балалайке, на баяне, на аккордеоне, и на фортепиано. Поэтому у меня с пеленок появилась предрасположенность к увлечению музыкой. Что касается электронной музыки, то я даже затрудняюсь ответить, с какого именно момента мне стала она интересна. Сколько себя помню, мне всегда она импонировала. Хотя я очень уважаю живую музыку и тоже люблю ее слушать, но только когда играют профессионалы. Вообще в музыкальном плане я человек разносторонний, но для себя выбрал именно электронную музыку. Люблю ручки синтезаторов крутить и создавать новые волшебные звуки!
C: А как ты доставал пластинки и кассеты во времена «железного занавеса»?
- Это было очень тяжело. Раньше их доставали по крупицам через друзей и знакомых. Потом «железный занавес» пал, появился свободный доступ к информации, ее стало больше, и количество музыки, соответственно, увеличилось. А в настоящее время у нас в стране вообще музыкальный завал. Найти какие-то интересные и редкие треки трудно. Меня часто спрашивают: «Что ты сейчас слушаешь?» А я даже не знаю, что ответить. Такое огромное количество музыки, что выделить что-то конкретное сейчас сложно, а найти для себя что-то уникальное тяжело. Я, кстати, до сих пор слушаю музыку на виниле и, когда выезжаю за границу, обязательно иду в какой-нибудь магазин и ищу в нем редкие записи. Иногда нахожу такие вещи, о которых я никогда и не слышал!
C: Когда появилась идея создать Arrival?
- Название Arrival (англ. – прибытие, новорожденный) мы взяли 1 сентября 1987 года. Но началась вся история в 1984 году, на первом курсе училища в котором мы учились на краснодеревщиков. Познакомившись с Олегом Радским мы создали коллектив, который в дальнейшем получил название Arrival. И с того момента наша совместная деятельность продолжается по сей день. Был период, когда на три-четыре года Arrival распался. Я продолжил выступать под именем Arrival Project, а Олег Радский организовал группу Night Trip. Но с 2004 года мы снова вместе. Мои ремиксы и аранжировки идут под псевдонимом Arrival Project, а Arrival как электронная техно-синти-поп группа – это наш дуэт с Олегом Радским. Мы прекрасно понимаем, что этот проект – наш совместный творческий ребенок, поэтому мы будем продолжать его воспитывать. К сожалению, на всё катастрофически не хватает времени. Тем более, годы идут, ответственность повышается. Приходится очень тщательно и критически относиться к тому, что ты делаешь.
C: Почему ты прекратил сотрудничество как Arrival с Олегом Радским?
- Сложно объяснить. Просто у нас был такой период жизни. Во-первых, мы больше стали заниматься танцевальной музыкой и почти не занимались песнями, что в какой-то мере угнетало Олега Радского. Во-вторых, было очень много гастролей и непрекращающихся тусовок, что тоже сильно влияет на человека в моральном плане. И потом, когда люди находятся постоянно вместе, то зачастую начинают надоедать друг другу. Но позже мы все-таки нашли в себе силы встретиться и пообщаться. Все обсудили и начали заново работать. А во время перерыва я продвигал Arrival Project и делал аранжировки и ремиксы на разных исполнителей – Алсу, Линда, Бутусов. Работал с проектом Vengerov & Fedoroff над треками «Джентльмены удачи», «Кавказская пленница» и «Простоквашино». Помимо этого занялся преподавательской деятельностью в аудиошколе Грува, где периодически даю мастер-классы по теме «Креативность и аранжировка в создании композиции».
C: Дальше проект будет развиваться?
- Да, конечно. В 2004 году группа Arrival воссоединилась. Накопилось большое количество песен, и от нас все ждут песенного альбома. Песни существуют в так называемом «минусовом» варианте («минусовом» – без голоса исполнителя – прим. ред.). Люди их слышали на концертах Arrival и даже видеозаписи выкладывали на различных сайтах , но они не записаны. Поэтому наши поклонники с нетерпением ждут, когда мы их наконец-то издадим. Что касается танцевальной музыки, то от сочинения музыки в стиле транс и прогрессив транс, которые принесли популярность Arrival Project, я давно отошел. Для меня эти стили на какое-то время стали моветоном. Может, конечно, это еще от возраста зависит , что-то меняется , и тебя уже не тянет на такие стили как хардкор, хэппи хардкор или гоа-транс. Хочется музыки от 125 до 132 ударов в минуту – это сейчас моя ниша, в которой я себя комфортно ощущаю. И потом, я понял формулу, по которой пишется транс. Стало слишком просто. Вдобавок ко всему в последнее время я слушаю много лёгкой и спокойной музыки. У меня в свое время был сольный проект «Douse», посвященный памяти одного из первых наших промоутеров, Жени Жмакина. Там как раз основой служили эмбиент и чилаут. Возможно, в будущем я что-нибудь сделаю в этой стилистике.
C: Планируется сотрудничество с какими-нибудь другими артистами?
- На сегодняшний момент совместно с Олегом Суховым, известным многим по Garage Sound System, мы записали несколько треков. Один, по стилю близкий к легкому электро, называется «The Music You Desire». В нём использован вокальный сэмпл с текстом, который проговаривается брутальным мужским голосом. Это – лёгкая пародия, ирония над тем, как сейчас подходят к процессу создания музыки, как к некой формуле. Во втором используется сэмпл с названием «Om Mani Padme Hum» (буддистская мантра – прим.ред.). Последнее время я также активно работал с Ликой Стар. Несмотря на то, что на данный момент мы пока временно не сотрудничаем, у нас уже записано несколько песен. Одна из них – медленная песня в стиле французских фильмов 70-х годов с пианино «Огни большого города».
C: На чем ты пишешь музыку, и как менялась линейка оборудования на протяжении твоего творческого пути?
- Начинали мы тогда, когда к иностранному оборудованию даже не было доступа из-за «железного занавеса». Сначала использовали отечественные синтезаторы: «Лель», «Аэлита», «Алиса». Но самой интересной в то время для меня была «Вермона» германского производства – двухклавиатурный синтезатор со встроенной драм-машиной. А начиная где-то с 1990 года мы стали покупать синтезаторы западного производства (ARP , Roland , Moog). Постепенно студия обрастала оборудованием, и на данный момент я использую все возможности аналоговых и виртуальных инструментов. Работаю в Logic Pro, для барабанных партий у меня есть много разных драм-машинок и несколько сэмплеров (Kurzweil K2000RS, AKAI S2000, S3000) для басов применяю аналоговые синтезаторы (Korg Monopoly, Roland Juno 106, Nord Rack). У меня по-прежнему стоит аналоговый пульт, который мне недавно переделал Сергей Проклов – сейчас он уровня пульта фирмы SSL. Я всегда отслеживаю новинки, но полностью работать на одном компьютере пока не хочу. Не вижу для себя в этом перспектив. Вообще, у меня дома хранится большая коллекция синтезаторов. Самое последнее радостное событие – реставрированный синтезатор Moog Prodigy – тот самый, благодаря которому группа Prodigy взяла своё название. Когда они впервые приезжали в Москву, на таможне задержали оборудование и концертные костюмы группы. Концерт, конечно, нельзя было отменить, поэтому организаторы привезли им свои личные вещи, в том числе и мы синтезатором поделились. (улыбается) И с тех пор он перестал работать. Но недавно мне его починили. Мало того, сделали, что он теперь работает с midi и фильтрами, а вдобавок сохранили росписи участников Prodigy на боковинах.
C: Живые инструменты используешь?
- За время работы аранжировщиком мне часто приходилось использовать живые инструменты. Немногие знают, но в том же ремиксе на «Джентльменов удачи», который я делал для проекта Vengerov & Fedoroff, саксофонную партию исполнял Олег Грымов из оркестра Игоря Бутмана. В этом треке одновременно звучат шесть саксофонов. Он же играл на фаготе и саксофоне в «Кавказской пленнице». Я в своей студии записывал скрипичные партии для одной из песен Лики Стар, сыгранные на альте и виолончеле. Также записывал акустическую и электрическую гитары.
C: Со своими родителями никогда не думал что-то совместное записать?
- Нет, не было таких мыслей почему-то. Во-первых, мама сейчас занята своей цирковой программой, иллюзии и манипуляции - оригинальный жанр. Она у меня фокусы показывает и вместе с двумя дрессированными собачками и клоуном ездит выступать по детским садикам и школам. Папе и его брату (моему дяде) я даже не предлагал сделать совместные записи, несмотря на то, что папа не только художник, но и мультиинструменталист, а дядя в 70-х был руководителем ансамбля, и их даже по Первому каналу показывали, что в то время было нереально круто! Мне кажется, каждый должен заниматься своим делом.
C: Видео- и аудиоархивы собираешься выпускать?
- Да, конечно. Про Arrival мы хотим сделать концертный DVD.
C: Как ты относишься к творчеству молодых музыкантов?
- Когда я слышу что-то интересное, то обязательно позвоню человеку и скажу: «Ты молодец!» Для музыканта и композитора такая поддержка всегда важна, когда кто-то из его профессионального круга общения скажет ему добрые слова. Поэтому я всегда стараюсь людей подбодрить. Но бывает и обратная ситуация: когда чуть-чуть музыканта похвалишь, и у него сразу вырастают крылья пафоса. Я за свою жизнь столько уже наблюдал таких взлетов и падений. Просто смешно становится, когда человек еще толком ничего не сделал, а уже примеряет на себе корону. Причем это в последнее время стало модной манерой поведения. Появилось слишком много псевдогламура. Бороться с этим никак не получится – все рассудит время.
C: Каково твое мнение насчет музыкального пиратства?
- Сложный вопрос. Я являлся членом РАО (Российское авторское общество – прим.авт.), потом долгое время состоял в НААП (Независимое Агентство Авторских Прав – прим.авт.) и буквально год назад снова вернулся в РАО. Вообще, я упертый ортодокс в плане авторских прав. Но сейчас во многом пересматриваю свое отношение к ним, поскольку наличие интернета, мультимедийного пространства кардинально изменило ситуацию. Пора пересмотреть российское законодательство об авторском праве. Оно не работает. Реально у нас авторские отчисления собираются только с радио и телевидения, а по большому счету они должны собираться и с концертов. Например, клубы платят, у них есть эта статья расходов, но все платежи идут непонятно куда. Они в отчете могут написать все что угодно, вообще не имеющее отношения к проигранному в клубе материалу. Что касается интернета, то сейчас каждый может зайти и скачать любую музыкальную композицию или даже целый альбом. Бороться с этим бесполезно, и соответственно, надо искать какие-то новые модели. Отменять авторское право нельзя – наступит беспредел. Поэтому в первую очередь юристы должны определить правила игры. Лично у меня пока не сформировался окончательный взгляд на данную проблему.
C: «Цифра» убьет физические носители?
- Не думаю. Людям все равно нужно будет что-то осязаемое. Например, буклеты к дискам. Это же не только музыка, но и дизайнерский продукт. Человек испытывает определенный восторг, когда держит его в руках, особенно коллекционер. Я уже молчу о виниловых пластинках. Ты берешь в руки и понимаешь: «Да, вот это – музыка!» Почему раньше отношение к музыке было другим? Потому что люди слушали именно альбомы. А сейчас настали времена синглов. Никто уже не хочет тратить свои силы на написание концептуальных альбомов и думать, как выстроить песни или какую обложку выбрать. Остались, конечно, консерваторы типа Depeche Mode, но их остается все меньше и меньше. И это, к сожалению, не очень радует.
C: Знаю, что вопрос избитый, но к чему стремится сейчас музыка?
- Ничего кардинально не меняется. Размер 4/4 и бочка будут преобладать еще очень долгое время. Минимум лет тридцать. Вернутся какие-то забытые старые направления, существующие стили будут смешиваться. Ведь нового в последнее время мало появляется. Основные элементы современной музыки заложены давным-давно, еще в 70-х - 80-х. В электронной музыке очень многое будет зависеть от программного обеспечения и оборудования. Появятся какие-то новые виртуальные синтезаторы, а с ними и новые звуки. Лично я считаю, что все новое идет из альтернативной музыки. Какая-то «фишка» в альтернативном треке становится популярной, ее начинают все использовать, это доходит до поп-музыки. Очень редко бывает, когда какая-то «фишка» от поп-музыки идет вниз. Только если это не исполнители уровня Мадонны или Бритни Спирс. По большому счету движение будет идти от тех людей, которые экспериментируют со звуком. А так, я сомневаюсь, что в ближайшее время появится новый суперяркий, свежий стиль. Если это все же произойдет, я буду очень этому рад.
C: Ты часто бывал на «Станции 106,8» и выступал на их мероприятиях. Видишь ли какую-нибудь подобную радиостанцию в будущем?
- Радио «Мегаполис» считает себя продолжателем этих идей. Но в реальности это совсем не так. «Станция 106,8» была яркой, потому что радио такого формата нигде больше не было. Существовали на каких-то радиостанциях пара двухчасовых программ, посвященных танцевальной музыке, а «Станция 106,8» вещала круглосуточно. Вдобавок к этому у нее была грамотно выстроена программа вещания: днем звучала попсовая коммерческая музыка, все остальные программы про альтернативную музыку начинались вечером, ночью или утром. Сейчас расстановка сил уже другая. Так что вряд ли будет повторение истории.
C: Как ты относишься к тому, что у нас появилось много различных премий в области электронной танцевальной музыки?
- Положительно. Я считаю, что все движется именно так, как и должно происходить. Другой вопрос, как к этому относиться. Вручение премий – всегда некий междусобойчик. Если на них смотреть не так серьезно, как некоторые пытаются это делать, то все выглядит интересно и весело. А если, наоборот, заморачиваться, то сразу возникает много вопросов. Я считаю, что премии должны быть – это стимул на творчество, хочется показать себя с лучшей стороны. И потом, для меня всегда главным являлось то, как люди воспримут мою музыку, а не сколько статуэток будет стоять у меня на полке.