Благотворительность – дело хорошее. Вокруг миллионы нуждающихся, и нам вполне по силам им помочь. Бабушке, просящей на хлеб в подземном переходе, детям в провинциальном детском доме, соседу-пенсионеру. Или, например, голодающим детям в Африке.
Есть такой английский мужчина Боб Гелдоф. Когда-то он сыграл главную роль в фильме Алана Паркера "Стена", снятом на основе альбома группы Pink Floyd, потом пел в группе Boomtown Rats. Вписав себя, таким образом, в историю мировой музыки и кино, Боб решил посвятить себя организации благотворительных мероприятий. Помогать Гелдоф решил Африке – что, в общем, не так уж и странно для английских музыкантов. Например, Стинг полжизни борется против вырубки лесов Амазонки.
Двадцать лет назад, 13 июля 1985 года, Боб Гелдоф организовал один из самых масштабных концертов в истории музыки: шоу Live Aid, все средства от проведения которого должны были пойти на помощь голодающим Эфиопии. Концерт шел сразу на двух стадионах – на "Уэмбли" в Лондоне и на стадионе имени Кеннеди в Филадельфии. 16-часовое шоу, в котором выступили практически все мировые звезды, собрало около 100 миллионов долларов. После того концерта было много разных разговоров о деньгах – куда потратить налоги с собранной суммы, туда ли пошла сама собранная сумма, одни группы отказывались издавать свои выступления на концерте на пластинках, другие предъявляли претензии финансового плана самому Гелдофу. В общем, звериный оскал капитализма и постоянные обвинения в жульничестве, сопровождающие любого благотворителя, тем более что никакого внятного отчета о потраченных средствах Гелдоф мировой общественности так и не представил.
Однако Бобу Гелдофу одного опыта не хватило. И вот в десяти странах мира состоялись одновременные концерты Live8, приуроченные к встрече лидеров "Большой восьмерки", которые мало занимаются проблемами голодающих в Африке, вырубкой лесов Амазонки и другими важными мировыми проблемами.
Один из десяти концертов Live8 состоялся на Васильевском спуске в Москве. Это заставило меня сесть перед телевизором и целую ночь смотреть на выступления артистов, которые отказом от своих гонораров как бы помогают голодающим Африке.
То, что я увидела, было чудовищно. Если мировая поп-музыка действительно находится в таком ужасающем положении, то африканские дети долго не протянут. На Live Aid выступали находящиеся в зените славы Queen, великий Prince, тогда еще знаменитые Status Quo, Ultravox, Элвис Костелло, Шаде, Стинг, Фил Коллинз, Брайан Ферри, U2, Dire Straits, Дэвид Боуи, The Who, Black Sabbath, Брайан Адамс, Сантана, Мадонна, Duran Duran, Элтон Джон, Пол Маккартни, и многие, многие другие, включая даже воссоединившихся старичков Led Zeppelin. Попросту дух захватывает.
В этот раз дух не захватывало. И дело даже не столько в представительности – были и тот же Элтон Джон, и тот же Пол Маккартни, и та же Мадонна, и те же U2. Были и воссоединившиеся старички Pink Floyd. Но все участники того, старого Live Aid пели старые песни – те самые, которые исполняли в 85-м. И старенький Саймон Ле Бон, и дородная Мадонна, и не меняющийся с годами Элтон Джон – все повторялось, причем не как волшебство, а как римейк Филиппа Киркорова. Да бог бы с ними, с уходящими – они однажды свое уже сделали. Самое страшное было не в них.
Самое страшное на Live8 было в современных артистах и публике. Теперь я совершенно точно знаю – поп-музыка окончательно мертва.
И дело даже не в группе Би-2, которая рядом с дряхлыми Pet Shop Boys выглядела как хор мальчиков на утреннике в детском саду. Но ведь признанные мировой прессой суперзвездами группа Cold Play – это же какое-то недоразумение. А вышедший спеть с Элтоном Джоном супруг Кейт Мосс был ХУЖЕ, ЧЕМ СОЛИСТ ГРУППЫ "ЗВЕРИ"! Я не шучу.
А больнее всего мне было смотреть на зрителей. В зале "Олимпийского" на премии "МузТВ" драйва было в миллиард раз больше, чем на этом вымученном концерте. Тут же какие-то бабушки, дедушки, просто стоящие и смотрящие на хлопающую в ладоши наподобие Софии Ротару Мадонну. И это – самый большой поп-марафон в мире? Больше было похоже на похороны.
Отдельного упоминания заслуживает концерт в Йоханессбурге. Во-первых, судя по зрителям этого концерта, в Африке нет никаких проблем с голодом. Во-вторых, пляшущие вуду-танцы на фоне большого автобана группы со смешными названиями "Оркестра Баобаб" или "Махотелла Куинз" вызывали только снисходительную улыбку. В мировой культуре почему-то считается, что любой загорелый человек с заплетенными в косички волосами обязательно является суперзвездой рок-н-ролла. Так вот - это не так.
Я теперь прямо таки в растерянности. Очевидно, что никаких подобных концертов больше никогда не будет – мы все видели по телевизору, что они бессмысленны и скучны. Новых артистов нет – кроме Dido на всем этом супершоу смотреть было попросту не на кого. Поп-музыка остановилась. Ее не спасут не Первый канал, ни АРС, ни Боб Гелдоф, ни даже мировая революция.
Все песни уже спеты.
Пора расходиться по домам.
Автор материала: Маша П.