В середине 90-х группа "Гости из будущего" была одним из самых успешных коммерческих проектов, их песни звучали повсюду, а в голос Евы Польны, с которой у большинства прочно связан образ этого дуэта, невозможно было не влюбиться. Но встретились мы не с ней, а с талантливым музыкантом и продюсером Юрием Усачевым, который в рамках проекта оставался на втором плане, хотя именно ему группа обязана своим существованием и успехом. Мало кто знает, что петербуржец Юрий Усачев, в настоящее время успешно выступающий как house-диджей, "выходец" из настоящей питерской клубной тусовки, и всю свою жизнь занимался и занимается электронной музыкой. В уютном кафе улыбчивый и приветливый Юра, рассказал, откуда взялись и куда исчезли "Гости из будущего", про популярность и как с ней "бороться", про сплетни и секс с фанатками, про проект "Чугунный скороход" и о том, как обстоят дела в музыкальном мире сейчас и главное - о том, что он любит больше всего на свете.
- Юра, в настоящее время ты активно выступаешь как DJ, но все же у многих ты ассоциируешься как музыкант группы "Гости из будущего". Не обидно ли?
- Мне это даже приятно, несмотря на то, что многие считают "Гости из будущего" слишком попсовым проектом. Я же считаю, что у всех людей разные вкусы. И мне не стыдно ни за одну песню группы, учитывая то, что мы выпустили более 10 альбомов, а это более сотни песен, авторами которых мы с Евой являлись – она писала стихи, я продюсировал каждый трек. Так что я даже горжусь тем, что я музыкант "Гостей из будущего". 15 лет гастролей, это вся моя молодость. Приятно, когда люди приходят в клуб на мои сэты и удивляются, что там звучит совсем другая музыка, интеллектуальная. А те, кто не знают, что я из "Гостей", подходят и благодарят за то, как я играю. И это тоже здорово.
- Как все начиналось?
- Как обычно, банально. Мы познакомились с Евой, мне очень понравился её голос, я предложил ей петь, хотя до этого она не была профессиональной певицей. Ева - танцовщица, хореограф, закончила Институт культуры в Санкт-Петербурге. У неё очень интересный тембр, поэтому я и решил, что у нас может что-то получиться. В какой-то момент я вдохновил ее на написание стихов. Я просто сказал: "Все же девочки пишут стихи, давай и ты попробуй". Так все и началось. В 1996 году мы выпустили первый альбом в стиле jungle и долго пытались работать в этом направлении. У нас была тысяча поклонников, но этого было недостаточно, чтобы прокормить себя. Тогда мы приняли решение делать танцевальную поп-музыку, и дела пошли в гору.
- Когда ты понял, что знаменит?
- Есть две стадии популярности. Первая – это когда тебя еще никто не знает, но все уже слышали твои песни. Такое с нами было, когда мы переехали в Москву в 1998 году, и из каждого ларька доносилось "Плачь-плачь, танцуй-танцуй". Однажды, когда нас везли на гастроли, я услышал разговор двух типичных бандитов из 90-ых. Один другого спрашивает про "Гости из Будущего": "Ну чё, лесбиянки-то приехали?". То есть никто не знал, как мы выглядим.
Потом наступает следующая стадия - ты выходишь в магазин купить какую-нибудь фигню – бутылку воды или пельмени, а в тебя начинают тыкать в тебя пальцем, и ты уже не можешь ничего с этим сделать. Куда не повернешься – все тебя узнают и начинают обсуждать, более смелые подходят брать автографы. В этот момент, ты понимаешь, что уже не можешь жить своей частной жизнью.
- Нравилась тебе популярность?
- Нет, потому что я никогда к ней не стремился. Я очень застенчивый парень. То, что я вышел на сцену – случайность, я не хотел быть артистом. Дело в том, что Ева очень стеснялась стоять одна на сцене, и я первое время находился на сцене вместе с ней, чтобы ее поддержать. Это так к нам "приклеилось", что сам собой образовался дуэт. Я никогда не искал славы, и считаю, что это очень абстрактная и относительная штука – сегодня ты популярен, а завтра уже нет.
- А как изменилась твоя жизнь с приходом славы?
- Стало больше денег, потому что популярность совпала с музыкальным успехом и соответственно успехом финансовым. А вообще, жизнь изменилась не в лучшую сторону - многие старые друзья от меня отвернулись, решив, что я зазнался, не понимая того, что у меня просто нет времени. В действительности, звездной болезнью я никогда не страдал.
- Основные проблемы, с которыми сталкивают на звездном поприще?
- Пожалуй, самая большая проблема – это сам факт популярности, первый опыт, которого не было никогда в жизни. Многие начинают думать, что это навсегда, и что они одни в этом "виноваты", потому что вот такие крутые. На самом деле, это просто стечение обстоятельств, и рано или поздно популярность заканчивается. Точнее она может потом продолжиться, и, возможно, в какой-то другой форме, но для этого нужно не расслабляться, постоянно работать и не забывать об этом.
- Наступает момент, когда знаменитости начинают обрастают слухами и часто не самыми приятными. И ты не был исключением.
- Да. Все считали, что я гей, что группа "Гости из будущего" – это гей и лесбиянка. В то время у нас было огромное количество поклонников в гей-клубах. Но я не парюсь вообще на этот счет.
- Это ведь самый неприятный слух для мужчины - про нетрадиционную ориентацию?
- Я сам по себе free-minded, и нормально отношусь к любому роду отношений. Это дело каждого, и я никого не осуждаю. Кроме сексуального аспекта, в жизни есть масса других приятных и интересных сторон.
- Вам приписывали роман с Евой Польной, совместного ребенка и дом на Рублевке. Что из этого правда?
Дом на Рублевке есть, детей совместных нет, про роман промолчу.
- Что изменилось в жизни с момента переквалификации из поп-музыканта в ди-джея?
Никакой переквалификации не было. Я всегда занимался электронной музыкой, вышел из клубной культуры. А коммерческой танцевальной музыкой занимался, чтобы заниматься интеллектуальной, электронной. Эти деньги позволяли мне содержать собственную студию, людей, которые со мной работают, и писать разную музыку. Я всегда выступал как house-артист. Еще в 2006 году мой трек взял Armin van Buuren для своей компиляции.
Просто однажды наступил момент, когда "Гости из будущего" пришли к своему логическому завершению, и мне нужно было сделать выбор – остаться на сцене или заниматься только музыкальным продюсированием. Я могу написать и спеть песню, но не хочу стоять с микрофоном где-то в ресторане, как бывший музыкант группы "Гости из будущего". Мне 36 лет и я понимаю, что пора заниматься чем-то по-настоящему, поэтому я решил остаться в клубной культуре.
- Расскажи немного о своих проектах - "Art-house", "My-Ti" и "Zventa Sventana".
- "Art-house" – это проект с моими питерскими друзьями, которые сейчас живут в Москве. Один из них клавишник группы "Сегодня ночью", второй – талантливый диджей DJ Timash, музыкант, продюсер, пианист. Этим house-проектом мы занимались параллельно с "Гостями из будущего", чтобы крыша совсем не поехала. Но в настоящий момент работа над ним приостановлена, потому что я занимаюсь своей карьерой. Не могу же я размножиться!
"My-Ti" - это исполнительница vocal-house по имени Тина Кузнецова. Она же участвует и в проекте "Zventa Sventana" - довольно интересный и необычный проект в стиле фольклор-gold-music. Девушки собирают по экспедициям русские народные песни и исполняют их в funk, jazz аранжировках.
- Был еще "Чугунный скороход"?
- Это мой первый электронный проект, который мы организовали вместе в Антоном Ньюмарком в 1996 году… Это было весело! Даже слишком. Но в какой-то момент мы расстались, потому что у нас были и музыкальные разногласия, и просто человеческие - в отличие от Антона я люблю "панкуху", но только до какого-то определенного предела.
- Наверняка, благодаря своему роду деятельности, ты "купаешься" в женском внимании?
- Я купаюсь в женском внимании не благодаря своему роду деятельности, а потому что я классный парень (улыбается).
- Не сомневаюсь, но именно потому, что ты артист внимание к тебе повышенное.
- Когда ты артист, внимания к тебе вообще значительно больше, не только женского. Даже работники ДПС просят автографы для своих жён. Даже за нарушения. Что касается поклонниц, зачастую, это просто желание со мной сфотографироваться. У меня есть жесткое правило - я не сплю с фанатками.
- И романа никогда не было?!
- Никогда!
- Самый сумасшедший поступок фанаток?
- В голом виде приходили в гостиничный номер.
"Возьми меня?"
Ага. Со слезами, с размазанной тушью. Пришлось давать одеяло и отправлять на ресепшн.
- Как относится к этому твоя спутница жизни?
- Знаешь, я принял решение не освещать свою личную жизнь. А вот про детей могу рассказать. У меня их двое – старшая дочь Эмилия, ей почти 8 лет, она учится в Англии. А четыре месяца назад родился сын, Габриэль. Он классный чувак, музыку любит.
- Необычные имена.
- А мне всегда хотелось чего-то оригинального в жизни. Эмилия и Габриэль – красивые имена. Да и потом с такими интернациональными именами им будет проще сближаться с социумом, если они будут жить не в России, в чем я уверен.
- Не мешают ли частые гастроли воспитанию?
- Очень мешают. К сожалению, я мало времени провожу со своими детьми. Но такая у меня работа, что поделать.
- Ты бы хотел, чтобы твои дети пошли по твоим стопам или же видишь для них другое будущее?
- Я, честно говоря, поддержу любой род деятельности своих детей. Юристы? Супер! Захотят писать картины? Замечательно! Музыканты? Пожалуйста! Папа-музыкант поддержит. Но я не буду им ничего навязывать, потому что это тяжелый труд, и из миллиона музыкантов успеха добиваются единицы, часто по странному стечению обстоятельств.
- С кем тебе интересно посотрудничать?
- Из музыкантов электронной сцены я бы хотел поработать с Антоном Мелеховым, он же – Rayo, он же Raymond Obouvie. Считаю его одним из самых перспективных молодых музыкантов и продюсеров. Интересные ребята Вася B-voice и Артём Анрилов, Рустам Мирзоев очень классный. У нас вообще очень много талантливых музыкантов, но они почему-то немного ленивые.
Я сейчас пишу англоязычный house, и буду параллельно делать более популярную музыку, потому что хочу, чтобы люди изменили мнение о клубной культуре, которая в нашей стране все-таки не дотягивает до нормального уровня.
- Мне кажется, культура в России сейчас находится на подъеме.
- Да, но не хватает классного продюсера вроде меня (смеется).
- А как ты любишь отдыхать?
- Я люблю разный отдых – активный и пассивный. Я отдыхаю в клубах, когда слушаю музыку. Люблю на море ездить, где пальмы, солнце, вода. Люблю отдыхать в машине без музыки, в тишине - в пробке, например. Люблю общаться с новыми людьми и получать новую информацию.
- Какие московские клубы посещаешь?
- Arma17, Paparazzi, Squat Cafe, разные private вечеринки. По "модным" клубам, типа Soho Rooms или Raй не хожу. Я часто там выступал, и мне непонятна атмосфера. Мне нравится, когда чисто, светло и ярко, красивые девушки в красивых платья, вежливые люди. Но, когда атмосфера мне непонятна – я не говорю "хорошая" или "плохая" - я не чувствую себя удовлетворенным.
- Представим фантастическую ситуацию – шоу-бизнеса, клубной культуры, диджеинга – всего этого нет. Чем бы ты занялся?
- Чем угодно. Я многое могу. Я ткач 4-ого разряда! Работал на производстве, грузил йогурты по ночам, мыл посуду и работал официантом. Можно полюбить любую работу, главное - творческий подход. Тогда и с подносом по ресторану бегать приятно. Но, вероятнее всего, я бы сидел спасателем на пляже в какой-нибудь теплой стране и смотрел, чтобы никто не утонул.
- Твоя оценка происходящего сейчас в поп-культуре, клубной культуре, шоу-бизнесе в целом. Что нас ждет?
- Все отлично, мне кажется. Все движется и развивается.
- А не кажется ли тебе, что музыка подешевела? Например, проект "Гости из будущего", о котором мы много говорили, на мой взгляд, не был "дешёвкой". А то, что происходит на поп-сцене сейчас– тихий ужас!
- Согласен, но это временный этап. Одновременно происходит две вещи: с одной стороны, благодаря технологиям, все больше людей могут научиться петь и выпускать песни, прямо из дома, масса людей кинулась в это дело. С другой стороны - все больше и больше профессионалов приходят в "дело", поэтому получается как бы двойная конкуренция.
Низкопробный продукт был всегда. Просто раньше из ста песен было 50 плохих, 50 хороших, то сейчас из тысячи песен, дай Бог, сто, а то и меньше хороших. Качественная музыка будет всегда, потому что всегда есть люди с хорошим вкусом. Так что я спокоен. У нас всё хорошо в стране. И все будет хорошо!
- Какие планы на будущее?
- В ближайшие 10 лет буду заниматься диджеингом, буду крутым и не буду халявить, буду писать и электронную, и поп-музыку, буду продолжать выступать - это то, что я умею делать лучше всего в жизни. Считаю, что я обязан продолжать этим заниматься.
- Виды на Европу у тебя есть?
- Они всегда были и есть. Но сейчас я не хочу туда переезжать и бедствовать. Всему свое время. Будут приглашать сами, соглашусь. Весь мир – он вокруг нас, а Россия – это очень большой рынок и очень благодарная публика. Я не хочу это терять. Это есть и это здорово!