«Девушка и ди-джеинг» - пожалуй, редко какая тема может похвастать таким спектром точек зрения. На одном полюсе «Да пошли вы со своим мужским шовинизмом. Фиг вам, а не чисто мужская профессия», а с другого звучат возражения «Твой главный недостаток как профессионала, девочка, - твой пол». И масса вариантов посредине, сходящихся к пофигистическому центру.
Поскольку март оказался необычно урожайным на приезжих звезд женского роду, захотелось выяснить, как у них обстоит дело с этой диалектикой. А для полноты картины не забыли и про соотечественниц, знающих тему, что называется, изнутри.
Ребека Тиздейл, ди-джей (Англия): «Реальность такова, что в клубной индустрии доминируют мужчины. Оно понятно, ди-джейство связано с кучей технических моментов, а иногда требует и знание физики. Но нам, тем не менее, удается теснить их на этом поприще. И в этом помогают они сами, а именно их... озабоченность. Порой парни думают только о постели, в то время как девушки полностью отдаются музыке, забывают себя и выдают шедевры.
Однако, справедливости ради должна отметить, что без мужской помощи это было бы если не невозможно, то крайне сложно. Во всяком случае, это справедливо для меня. На каждом этапе свое карьеры рядом я ощущала крепкое мужское плечо. Когда я впервые начала серьезно ди-джеить, меня заметил промоутер Que Club, устроивший в легендарный лондонский клуб. Здесь уже «шефство» надо мной взяли Скотт Бонд и Патрик Смув. Далее – по нарастающей. Отсюда в проект Moneypenny меня забрал Джейм Фиерс. Агентство-устроитель проекта оценило мою игру по достоинству и вывело меня на более высокий уровень, с которого, по сути, и началось восхождение наверх.
Но не все так гладко, как я описываю. Еще 3-4 года назад парни бывало доставали меня и по поводу моего пола, и моей игры, и уж не знали к чему прицепиться. Но сейчас это сходит на нет. Теперь я уже для них в первую очередь ди-джей, и если случается, что они подкатывают ко мне со всякого рода предложениями, здесь главное не поддаваться на провокации и не принимать их правила игры. Меня абсолютно не волнует, кто как меня воспринимает, я берегу свои нервы и энергию для любимого дела.
Тем более это полезно, когда так сильна конкуренция. Ди-джеев масса, из которой крайне сложно выделиться. Надо постоянно креативить, придумывать оригинальные приемы, писать свою музыку или так подавать чужую, как никому бы и в голову не пришло. Благо сейчас техника позволяет реализовать самые безумные задумки.
Но для меня на данный момент все-таки приоритетнее композиторство. Я переросла себя как ди-джея - оператора вертушек. Меня привлекает написание музыки. Притом не классического хауса, который все привыкли от меня слышать, а чего-то более андеграудного (тенденция такова, что Fanky House делит позиции с более тяжелым House-направлением). Отчетливо представляю, что затея не из простых. Ди-джею, который сначала приобрел популярность на танцполе, потребуется больше времени для завоевания славы композитора, чем композитору для завоевания славы ди-джея. Плюс, чтобы оставаться на волне популярности, необходимо выпускать свой альбом хотя бы раз в два года».
Джо Миллс, ди-джей (Англия): «Я не вижу конфликта в дилемме «девушка и ди-джейство». Эта сфера деятельности такая же мужская, как и женская. Здесь все зависит от желания, целеустремленности, впрочем, как в любой другой сфере. Более того, девушки даже лучше воспринимаются публикой. На них приятно посмотреть, им охотнее сопереживают. Правда, я никак не могу допустить какие-то вольности на танцполе и как–то слишком откровенно эксплуатировать свой пол, не говоря уже о заигрывании с мужской частью гостей вечеринки, ведь за моей работой пристально наблюдает мой молодой человек (на протяжении всего трека он буквально простоял за спиной у Джо Миллс – прим. ред.).
Про себя я не могу сказать, что мне было сложно стать успешным ди-джеем. Начав работать в магазине пластинок, я постепенно узнала музыку, стала разбираться в стилях, приобрела ценнейшие контакты и кучу советов от именитых музыкантов. Другая проблема, которая неизбежна при такой профессии – совмещение личной жизни с общественной - мне тоже не знакома. Мой молодой человек - Чарли - одновременно и мой менеджер, который по долгу службы обязан быть рядом со мной.
Жаль, это не распространяется на друзей. Наверное, такая тяга к близким людям – основная сложность в этой профессии для девушки. Она элементарно скучает по своим друзьям. Против природы не попрешь, и тогда работа откладывается, выгодный контракт не подписывается. Какая уж тут к черту гастроль, если есть возможность побыть с семьей. Приходится бороться со своим естеством. Мужчинам в этом плане проще, им не свойственна всепоглощающая сентиментальность.
Помимо того, что Чарли дает мне общение, он еще и взял на себя всю организационную часть. Он в одном лице совмещает и промоутера и пресс-менеджера, координирует работу моих представителей в Испании, Германии, Франции и других странах. Освобождая меня для творчества. Если бы не он, не знаю, достигла бы я таких высот».
Алина Секвенция, музыкант, ди-джей, продюсер собственного лейбла Sequence Production (Россия): «На мой взгляд, мнение, что ди-джейство не для девушки, это - чисто мужская профессия, бытует еще со времен первых дискотек. Все привыкли видеть на танцполе танцующих красавиц, в то время как представители сильного пола отвечают за техническую часть досуга – работу с аппаратурой. Раньше все-таки подход к дискотекам был немного другой, и коллекционированием хорошей музыки, которой старались поделиться с публикой, занимались именно мужчины. Думаю, почти никто не вспомнит случая, когда в далеких 70-х, 80-х годах фанатки хорошей музыки, пытаясь ее как-то продвинуть, меняли бабины на магнитофонах на сценах Домов культуры, актовых залов школ и вузов. Отсюда и сложившийся стереотип. Но время вносит свои коррективы, и уже в 90-х в клубах появились первые девушки за вертушками. Пусть они считалась настоящим чудом, которое нужно не столько послушать, сколько посмотреть. Но это была революция, прорыв.
Сейчас для девушек-ди-джеев это такая же работа, как и для мужчин, и прелесть в ней заключается в возможности совмещать приятное с полезным. При этом требования к ним такие же, как и к мужской половине цеха – уже прошло время, когда девушка была просто украшением за пультом, сейчас никто не сделает скидку на твой пол, - наличие музыкального вкуса, чувства музыки и умения вызывать эмоции у людей на танцполе во время сета обязательны. И коллеги, и промоутеры, и публика становятся с каждым годом все требовательнее, понятия профессионализма расширяются.
Идя работать в мужскую сферу, все-таки большинство представителей нашей профессии – мужчины, нужно понимать, условия тут более жесткие, нежели там, где преобладают дамы. Но не обязательно, если ты девушка, то до тебя будут или домогаться, или третировать из-за пола – это далеко не так. Да, попадаются «дикари», пытающиеся что называется, «отодвинуть» тебя. Ну проблемы у таких людей с реализацией амбиций. Просто надо работать, совершенствоваться и найти свою изюминку, «уникальное торговое предложение».
Наверно, мне повезло в этом плане – я ни разу не сталкивалась с дискриминацией, предубеждением. Наоборот, чувствуешь к себе какое-то особое отношение, внимание, всячески пытаются помочь, ту же тяжелую сумку с пластинками поднести.
Что касается подачи, принято считать, что у девушек более мягкая, женственная манера игры, на слух она воспринимается как-то по-другому. Но в то же время нельзя сбрасывать со счетов такие составляющие, как настроение, материал в сете, атмосфера в клубе. Если говорить о технической стороне, а именно сведения, то тут все зависит только от опыта и индивидуального подхода. Например, я сведение композиций превращаю в очень плавный «прилив», два трека одновременно порой у меня звучат по полторы-две минуты, и это создает ощущение одной музыкальной линии.
Наверное, если бы эта сфера деятельности была бы занята исключительно девушками, было бы больше позитивной атмосферы, к музыке подходили больше с точки зрения красоты. При этом эстетство, которое присуще мужчинам, если бы не совсем искоренилось, то трансформировалось во что-то более одухотворенное. И главное – танцпол бы заполонили красиво двигающиеся мужчины!».
Dj Ася (Россия): «На мой взгляд, это мнение немного устарело. Если кто и продолжает так думать, так это закоренелые шовинисты, не отличающиеся гибкостью ума. Этот антагонизм тянется еще со времен Адама и Евы. Якобы женщины не могут быть политиками, водителями, а только матерями их детей.
Работа считается тяжелой и в смысле физических нагрузок (вес сумки с пластинками достигает 30 кг), и психологических (хроническое недосыпание, постоянные перелеты). Она, к тому же, связана с аппаратурой, и DJ обязан разбираться во всех этих ручках, лампочках, переключателях и проводах. На основе всех этих факторов сложилось мнение, что это не для нас. Хотя, на сегодняшний день, существует масса примеров, когда девушка DJ может дать фору многим парням, как и в плане музыкального вкуса, так и в плане техники и при всем этом еще и хорошо выглядеть.
Когда я только начинала, отношение было: "Девочка, куда тебе, сиди, тебя сумка перевешивает", или "ты хоть бит в бит попади". Другая сложность, не дать перерасти дружеским, деловым отношениям во что-то большее. Мужчины всегда на что-то рассчитывают или хотят рассчитывать. Твою дружелюбность они рассматривают как повод к продолжению отношений. Хотя в мои планы это абсолютно не входило. Как следствие, в случае отказа, наблюдалось непонимание и нежелание продолжать общение и совместно работать.
Приходилось это терпеть, доказывать свою именно профессиональную состоятельность. Тут все зависит от того, как себя поставить, либо ты профессиональный ди-джей, либо красивая кукла с отсутствием техники, музыкального вкуса и чувства толпы. Главное, не путать постель с работой и четко провести грань между личной жизнью и работой. Случаются, правда, и перегибы. Для демонстрации всей серьезности своих претензий девушки ударялись в тяжелую музыку, в то время как парни играют практически во всех стилях.
Что касается плюсов, то к девушке DJ всегда больше внимания со стороны окружающих. Иногда кто-то поможет сумку донести, дверь подержит. Правда, случается, забывают поздравить с 8-ым марта. Ну да Бог им судья».
Точку в дискуссии поставил Евгений Якут, глава букингового агентства Double Track (Россия), ее же и затеявший: «Женщины ди-джеи могли бы играть намного лучше мужчин, если бы за пультом действительно играли, а не занимались самолюбованием.
Потому как представительницы слабого пола - натуры более чувственные и тонкие, руководствуется больше сердцем, нежели головой. Во многих жизненных ситуациях это огромный минус, а в данной работе это плюс, плюс и ещё раз плюс!
Душевное, эмоциональное восприятие аудитории, построение сета первичнее техники игры. Публика очень тонко реагирует на искренность, энергетику и настроение исполнителя, которые передаются через сет. Лишь потом обращается внимание на технику и материал.
Мужчина же скован логикой, над ним довлеет рациональность, что мешает настроится на нужную частоту, отдаться настроению, чему-то иррациональному. Перенасыщение академизма и техники нивелирует творческое начало. А ведь ди-джейство - творческая профессия. Не забывайте».